Взяв в руки фотоаппарат, вы нажимаете на спусковую кнопку и происходит чудо – на пленке или электронной матрице останавливается время. Чтобы понять, как все это происходит, необходимо вспомнить имя человека, который первой обратила внимание на явления, которые впоследствии легли к основе принципа построения изображения в фотоаппарате.
Имя этого человека — Ибн-аль-Хайсам. Нечисленные источники рассказали нам о его жизни совсем мало. Родился он в 965 году, а умер — в 1039, получив на то время блестящее образование. В средневековой Европе имя Ибн-аль-Хайсама (или, как его называли здесь, Альгазена) произносили с большим уважением. Арабский физик, математик, врач, философ, он написал один из первых трактатов из оптики, в котором собрал все знания о свете и световых лучах, которые были известны в античном мире. И что для нас сегодня особенно интересно — он был первым человеком, который придумал что-то вроде фотоаппарата, хотя о самой фотографии тогда не могло быть языка.
Для этого он взял обычный ящик, пробуравил в одной из стенок отверстие, а затем зажег перед ним несколько свеч. Состоялось открытие, из которого выплывало такое: если напротив отверстия разместить непрозрачный экран, а может даже и предмет, тогда на том экране или же предмете появятся перевернутые изображения каждой из свеч. Да, Альгазен открыл то, что через 200 лет в Европе назовут камерой — обскурою, то есть темной камерой. И поскольку для него это был лишь опыт, один из многих, который в современной физике называют ключевым, которому он не уделил надлежащего внимания, он так и остался не реализованным еще в течение двух веков.
Впоследствии, еще не один ученый пытался воплотить изобретение в жизнь, но наталкивался на безумный супротив церкви. Вот почему камеру-обскуру, которая стала прототипом современного фотоаппарата, конструировали снова и снова люди знаменитые и безымянные. 1519 года знаменитый Леонардо-да-Винчи написал заметки, в которых назвал камеру-обскуру важным прибором для научных наблюдений. Усовершенствовал это устройство другой не менее знаменитый итальянец – Джиовани Батиста в середине ХVІ века. В отверстие камеры-обскури была установленная линза и изображение стало ярче и более четким.
За каких-то сто лет она стала неизменным спутником неутомимых и любознательных путешественников, зодчих, художников. Оптическое изображение, которое отражалось на бумаге, они обводили карандашом или пэром.