22-летний и другие циклы солнечной активности часто предлагают связать с гравитационным приливным воздействием планет на Солнце. В качестве аргумента приводят, например, тот факт, что период обращения Юпитера по орбите(11,87 года) совпадает со средним периодом образования пятен на Солнце (11,3 года) или, что существует корреляция между суточным числом солнечных пятен и периодом обращения Меркурия.
Особая роль отводится выстраиванию планет вдоль линии, проходящей через центр Солнца; такое расположение усиливает из гравитационное воздействие. Однако в действительности эффект ничтожно мал, даже приливные силы от наибольшего «вкладчика» — Юпитера – в 10 12 раз слабее собственного тяготения Солнца. Поэтому, скорее всего гравитационное воздействие планет служит тригерным (запускающим) механизмом цикла.
Сильнейшим возражением против приливной теории солнечного цикла является существование минимума Маундера – периода в течение 70 лет (с 1645 по 1715 г.), когда на Солнце практически не было пятен. В то же время, как показал анализ орбит, проведённый К. М. Смитом и Дж. А. Эдди, девять планет Солнечной системы, двигаясь по своим орбитам, , создавали те же приливные силы, что и в современную эпоху. Дальнейший анализ показал, что частотный фурье-спектр приливных сил, действовавших на Солнце в течение 50 лет (1925-1975) как раз совпадает с фурье-спектром периода 1645-1715 гг. Пики, имеющиеся в этом спектре, соответствуют основным периодам и гармоникам приливообразующих планет и не содержат периодов, характерных для солнечного цикла.