В 1990 году, международная Ассоциация за право ребёнку на игру, обосновала значимость игры в процессе воспитания. Представители 15-ти стран сделали совместное заявления в том, что:
- Игра важна на протяжении всего воспитательного процесса;
- Спонтанные игры важны для развития ребенка;
- Естественный культурный и межличностный климат должен поддерживать участие детей в игровой деятельности;
- Взаимодействие «ребёнок-взрослый» в рамках игровой деятельности – важнейший компонент учебного процесса.
Ученые доказали, что опыт игровой деятельности находится в тесной связи с множественными психологическими функциями и операциями, такими как:
- творческое мышление;
- решение проблем;
- способность сопротивляться проявлениям тревожности;
- способность применять различные инструменты;
- развитие речи (Christil, Johnson, 1983)
Годы раннего детства, в частности до 3 лет, особенно важны для развития мозга ребёнка, поскольку игровой опыт предопределяет развитие многочисленных клеток, моделирующих рост мозга. Игра обеспечивает и стимулирует физическую деятельность, столь важную для развития мозга, следовательно, и для учения в перспективе.
Игра, фундаментальная и решающая деятельность в становление ребёнка, отражающая и переносящая — реальную жизнь в мир ребёнка. Игра, результат интерференции биопсихосоциальных факторов. Игра это воображаемый перенос реальной жизни на основе её трансфигурации, переработки информации, стремлений, желаний ребёнка. Игра – доминантная деятельность на данном этапе жизни, что доказывается поляризацией других видов деятельности, их значимостью и эффективностью. В этом смысле, именно игра обеспечивает самые значимые изменения психики ребёнка. И пока не забыл, скажу, что я недавно решил для своего малого скачать мта 1.5.1 новый. Порадовался не только малый, но и я :)
В свободной игре ребёнок сам решает, во что играть, чем играть и с кем играть. Во время свободной игры, воспитатель должен стимулировать интерес ребёнка к деятельности в том или ином центре с целью закрепления тех или иных понятий/умений.
По мере того, как дети играют в центрах с различными материалами, воспитатель рассказывает детям о понятьях, предметах, которыми они непосредственно манипулируют.
Игра – это стимулирующая сила процесса развития ребенка (особенно на раннем этапе). Игра приобретает особую значимость и роль в качестве формирующей компоненты, особенно на этапе посещения ребёнком детского дошкольного учреждения. Возможности контактов с другими взрослыми, в первую очередь, с воспитателями, определяют процесс эмоционального раскрепощения в игровой деятельности.
Посредством игры, ребёнок усваивает умения самообслуживания, по удовлетворению своих потребностей. Затем игры усложняются, в том числе, за счёт привлечения новых инструментов, предметов, игрушек.
-> компонент включения – ребенок прохаживается, не включаясь в игру;
-> наблюдатель – ребенок долго наблюдает за другими детьми, как они играют. Иногда задает вопросы, предлагает что-то, но не включается в игру.
-> параллельная игра – ребенку нравится играть самому с теми игрушками, которые он сам выбирает. Что делают другие дети, его не интересует.
-> ассоциативная игра — ребенок играет с другими детьми, включается в определенные действия. В данном случае, проявляется тенденция исключать других детей из игры, лимитируя их до 2-3 играющих.
-> игра-сотрудничество – дети сами организуют игру, распределяют роли и ответственность каждого, обсуждают правила. Часто 1-2 ребёнка доминирует в игре.
— Игра считается основной деятельностью в раннем детском возрасте;
— Разнообразие в игре осуществляется за счёт новых игровых форм;
— Изменение структуры игры посредством введения новых элементов, ролей, правил;
— Переход от хаотичных действий к действиям связанным, делающих игру целостной и законченной;
— Переход от внешнего отражения действий к их осознанию во внутреннем плане ребенка, без какой-либо социальной значимости;
— Появления осознанности игровой ситуации (это на самом деле или мы играем).