Тема не целевого использования и, более того, хищения так называемых чеченских денег по-прежнему актуальна. Основная причина этого — краткость бюджетного регламента в республике
Для территории, где накал противостояния сторон не снижается, где исполнение республиканского и местного бюджетов происходит зачастую в экстремальных условиях, явно недостаточно иметь слабо прописанную бюджетную процедуру. Она регулируется всего двумя документами. Это, во-первых, закон «О федеральном бюджете на 2002 г.», где статья 36 предусматривает, что консолидированный бюджет республики должен быть «внесен» в правительство РФ. Остается «за кадром», что понимать под словом «внесен». Разумеется, для финансистов это слово имеет определенное значение, но федеральный закон — это не узковедомственный документ, он должен быть предельно ясным и однозначным, чего в данном законе не наблюдается. Во-вторых — это недавно подписанный президентом указ «О консолидированном бюджете Чеченской республики на 2002 год». Согласно ему, право утвердить бюджет Чечни на 2002 г. президент предоставляет главе администрации республики. Документ вызывает еще больше вопросов, чем предыдущий.
На дворе уже март, а бюджета республики на этот год до сих пор нет. Если нет бюджета, то, согласно логике вещей (но не нашего действующего законодательства), любое финансирование должно быть прекращено. На практике этого, разумеется, не происходит, но тогда неясен смысл процедуры «утверждения» бюджета. Зачем его утверждать — утверждай не утверждай, все равно налоги поступают, а расходы финансируются. От наличия или отсутствия закона о бюджете в работе фин органа практически ничего принципиально не меняется.
Указ говорит о «согласовании» бюджета республики в правительстве России, но не уточняет, входит ли определение «внести бюджет», о чем шла речь выше, в состав процедуры «согласования». О таких подробностях читать, наверное, скучно, но за подобными малозначительными деталями скрывается острая политическая борьба внутри исполнительной власти федерального и республиканского уровней за контроль над бюджетными средствами.