Когда заводят разговор о силе воли того или иного ребенка, многие сравнивают ее с аналогичным качеством взрослых людей. Но большинство забывают, что это не стоит отождествлять. Хотя развитие зачатков воли надо начинать еще в первые годы жизни.
С момента, когда ребенок уже понимает слова, обращенные к нему, стоит начинать ставить перед малышом выполнимые для такого возраста задачи и контролировать, чтобы он их выполнял. Вы, например, можете попросить ребенка сложить игрушки в коробку или расставить их в шкафу, передать вам какой-то предмет и другое.
Не стоит спешить делать вместо малыша действия, с которыми он способен справиться, но и в просьбах помочь отказывать не стоит. Например, составляя пирамиду, ребенок может не суметь подобрать необходимую последовательность. В этом случае подскажите первые 2 кольца, но закончить ребенок должен сам. Затраченное терпение и время окупятся потом полностью.
После года уже можно начинать постепенно прививать самостоятельность, приучая убирать игрушки, одеваться, раздеваться, умываться. Требуемые для этих действий терпение, сосредоточенность и настойчивость будут способствовать развитию волевых качеств.
Если вы видите, что ребенок старается, пыхтит, стремясь выполнить то или иное поручение или просьбу, не вмешивайтесь советами и замечаниями, и уж тем более не повышайте тон. Ребенок, проявив самостоятельность, освоит действия, новые для него. И в конце, когда малышу удастся добиться цели, не поскупитесь на похвалу. Важно продумать режим дня вашего чада. Организованность и четкость в повседневных вещах поспособствует формированию волевого характера. И помните, что вам самим надо быть последовательными, не давая разрешение на то, что еще вчера запрещали.