Рубрики
Полезно и интересно

Академик Владимир Козлов: «Жить и работать надо с увлечением!»

Академик Владимир Козлов: «Жить и работать надо с увлечением!»

На вопрос, почему он выбрал новосибирский мединститут, Владимир Александрович Козлов отвечает сразу, не раздумывая: в 6 классе прочитал книгу о советских ученых «Вирус Б-13». Загорелся медициной и наукой. Сыграло роль и щедрое предложение дяди: подарить ружье и часы в случае успешной сдачи вступительных экзаменов. Сам Владимир к тому времени мечтал поступить в Московский авиационный институт, но не получилось – помешала одна четверка в аттестате. Шел на медаль, но не повезло с сочинением. Или повезло? Ведь если бы не эта четверка, возможно, не было бы у нашей страны академика В.А. Козлова. Вот так и все прошедшие годы накануне 70-летия он вспоминает как совокупность обстоятельств, сложившихся в судьбу.

В институт на лечебный факультет (других тогда не было) поступил с первого раза, хотя конкурс был – почти 20 человек на место. Специальность тоже не выбирал – было только лечебное дело. Учеба началась в сентябре 1957 года.

Его курс, наверное, был самым взрослым за всю историю вуза. Одному сокурснику уже тогда исполнилось 50 лет. В тот год в институт поступило много военных. Вместе с Владимиром училось два майора, несколько капитанов и даже один штурман авиации. Его выпуск был первым всесоюзного значения – это значит, что после окончания вуза молодых врачей распределяли по всей стране, а не только по области, как до этого. Многие сокурсники предпочли уехать на Север, где можно было заработать неплохие деньги. Но тогда, в самом начале, об этом еще не думалось.

Тогда казалось, что учеба стоит не на первом месте. Владимир много занимался спортом: был капитаном институтской команды по настольному теннису, играл в сборной по баскетболу. На втором курсе вместе с другом основал театр миниатюр, который быстро набрал популярность. Дружеские компании, свидания… Словом, бурная студенческая жизнь,  полная увлечений и приключений. Кстати, с женой он тоже познакомился именно здесь, в институте. Поженились на 6 курсе.

Во время обучения предметы давались ему по-разному: какие-то были интересны, другие нет. Владимир Александрович всегда увлеченно занимался тем, что ему нравилось. Если предмет был по душе, то и литературу дополнительно читал, и доклады делал. Хотя все равно привык: если за что-то браться, то делать на «отлично». Потому и промахи свои помнит до сих пор. С иронией рассказывает, как за микробиологию получил «два шара» – неудовлетворительно. Говорит, врать не любил уже тогда. И если спрашивали – не читал? – так и признавался, что не читал. Потом была еще одна двойка – по хирургии. В целом же учился неплохо, и даже все «госы» на шестом курсе сдал на «отлично».

Помогало еще и то, что хороших преподавателей было много. Преподавал у них Лев Лазаревич Ванников – был учителем, а стал другом. Со студентами у Льва Лазаревича были особые отношения. К нему ребята запросто ходили в гости, и там дым стоял коромыслом – играли в карты, разговаривали, спорили до хрипоты.  Вспоминает сейчас и Семена Петровича Шурина, он потом стал первым научным руководителем в ординатуре.  Был замечательный заведующий кафедрой Алексей Яковлевич Субботин, преподаватель физиологии Яков Наумович Финкенштейн. И, конечно же, Влаиль Петрович Казначеев, прекрасный лектор, которого Владимир Александрович с удовольствием слушает и сейчас.

Высокое качество подготовки он оценил, когда после института довелось поработать в городской клинической больнице № 1, одной из крупнейших в Новосибирске. Уже на третий день остался одним дежурным терапевтом на всю больницу. И совсем не боялся, был уверен в себе, в своих знаниях. Теорию знал, слушать умел, пальпировать умел. До сих пор гордится тем, что за два года работы не было ни одной диагностической ошибки. Спорные моменты – были, но ошибки – ни одной. А ведь, признается сейчас, был не таким уж отличником. Просто были у него прекрасные учителя.

К своей будущей профессии ученого-иммунолога шел постепенно. На третьем курсе был старостой хирургического кружка, нравилось. Как-то раз в операционной услышал, как ругаются нецензурными словами женщинами – и как отрезало. Подумывал об акушерстве и гинекологии. На четвертом курсе довелось принимать роды. Ребенок не проходил, нужно было тянуть. Осторожно взял за головку, потянул – и тут как будто что-то хрустнуло. Продолжать уже не смог. Закончилось все хорошо: акушерка взяла все в свои руки. Но тогда Владимир понял, что это тоже не его.

В науку попал, можно сказать, случайно. На последнем курсе, когда уже опрделилась участковая больница, где они с женой должны были работать, разговорился с другом о том, чем бы хотел заниматься. Хотелось быть поближе к науке. А дело бы уже в январе-месяце или даже в феврале, словом, решать уже вроде бы поздно. Помог тот самый Лев Лазаревич Ванников. Позвонил ректору, у которого как раз было место. Так Владимир попал в ординатуру по терапии на кафедре факультетской терапии у профессора Залесского. Именно тогда Владимир начал заниматься иммунологией. Работы было много: ставились методики, очень сложные, длительные, молодые ординаторы буквально дневали и ночевали в лаборатории. Вместе с Владимиром Козловым тогда трудился еще один будущий академик Лихович. Два года пролетели незаметно.

После ординатуры уехал в Москву. Ему и жене удалось утроиться в аспирантуру, дочку оставили на попечение бабушки, которой пришлось выйти на пенсию. Сразу себе сказал: не расслабляйся, считай, что находишься в стане врага. Нужно было все делать быстро. За три года ему удалось закончить диссертацию. Вернулся в Новосибирск в 1969 году, когда как раз здесь создавался филиал академии медицинских наук. Но туда он ушел только через год, предварительно поработав в своем институте. В академии прошел путь от старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией до заместителя директора по науке института клинической иммунологии и, впоследствии, директора, академика, заместителя председателя Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Вот уже 17 лет Владимир Александрович Козлов занимает пост директора Новосибирского института клинической иммунологии.

За эти годы наука круто изменилась, говорит Владимир Александрович. Когда-то работали руками, что-то крутили, придумывали приспособления – сейчас это все не нужно. Сейчас  работают приборы. Иммунология как наука выросла, по существу, у него на глазах. Когда приехал в Москву, делались первые шаги, были известны только азы, ученые еще не знали основ иммунного ответа. Сейчас уже об иммунитете известно гораздо больше. Хотя, говорит Владимир Александрович, и сейчас мы многого не знаем.

Связи со своей альма-матер Владимир Александрович не теряет. Эта связь будет сохраняться всю жизнь, уверен академик Козлов. Сейчас в НГМУ он заведует кафедрой клинической иммунологии и своих студентов учит тем заповедям, которым следует еще со времени своего студенчества. Прежде всего – не изменять своим научным взглядам в угоду конъюнктуре, не сдавать позиции в науке. Пусть даже со временем эти взгляды изменяться.

Иммунология – королева медико-биологических наук, убежден Владимир Александрович. Недаром он ею занимается всю свою жизнь. Нарушения в функционировании иммунной системы лежат в основе практически всех заболеваний: рак, атеросклероз, аутоиммунные, аллергия… Врач обязан знать основы иммунологии. А еще – не останавливаться в своем развитии. Сам он всю жизнь познает, говорит, что если не прочитал в день как минимум одной научной статьи – как будто на свидание не сходил.

Ищите на стыке наук – такого его послание сегодняшним студентам. И говорит он это авторитетно, как автор одного из последних официальных открытий СССР. Которое тоже – на стыке. Владимир Александрович доказал, что иммунными свойствами обладают не только клетки иммунной системы, но и другие  клетки (в частности, эритроидного ряда). На доказательство было потрачено несколько лет, казалось бы – много. На самом же деле их группу считали счастливчиками. Другие тратили по полтора-два десятилетия …

Не обязательно увлекаться наукой, говорит Владимир Алексеевич Козлов. Но обязательно – чем-то увлекаться. Спортом, искусством, бизнесом… Жить нужно увлеченно. Эту аксиому пронес Владимир Александрович Козлов через всю свою жизнь, и за пошедшие годы она не утратила своей актуальности. Нельзя быть наблюдателем:  ни в жизни, ни в учебе, ни в работе врача.  Его последнее увлечение сложилось лет 15 назад. В шутку он называет себя лучшим поваром среди иммунологов мира. Это еще одно непростое дело, которое он любит и делает на «отлично».

Вопрос про vip квартиры посуточно уже давно интересует горожан. Теперь ответы на эти вопросы дает сайт vlasne.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *