С президентом Национальной Киево-Могилянской академии, доктором филологических наук, писателем Вячеславом Брюховецким, разговаривая о его мире увлечений, мы попытались выяснить, что же это такое — хобби: призыв генной памяти, который рано или поздно дает о себе знать, или спасение от угрожающего айсберга под названием «ежедневные хлопоты» на любом уровне жизни, попытка реализовываться полностью, что так присуще натурам кипящим, неугомонным и, разумеется, многогранным? А через эти размышления перед нами предстал интересный рассказ человека, влюбленного в жизнь, свою землю и ее историю, искренняя исповедь о том, что мир увлечений, если прислушаться к себе и приоткрыть туда дверь, — самый заманчивый плен, который поразительно меняет и тебя, и мировоззрения вообще.
Одна из аудиторий Могилянки … выиграна в шахматы.
Хобби, по убеждению Вячеслава Степановича, предстает как механизм переключения от основной работы. И это не значит — улечься на диван, задрав ноги, пусть даже и с книжкой в руках. Как правило, увлечения «выпадают» из магистральной жизненной линии человека и его основной профессиональной деятельности. Это временем что-то странное, а порой — вполне закономерное, что пробуждается в определенные периоды жизни и мощно толкает к действиям. Кстати, хобби — это не нечто такое легкое, чем можно заниматься в полсилы. Это большая концентрация усилий, средств, времени, независимо от того, коллекционируешь ты марки, занимаешься спортом или играешь в азартные игры.
Было ли для него хобби увлечение шахматами, которое пришло в школьные годы, кажется, совершенно случайно (попал в кружок за компанию с другом)? Сейчас Вячеслав Степанович убежден, что нет, потому что очень быстро эта благородная и мудрая игра покорила его, и он совершенно серьезно мечтал о карьере профессионального шахматиста. Поэтому если бы не определенные обстоятельства, которые вносят свои коррективы в течение жизни (возможно, вполне закономерные), мы бы имели дело с известным гроссмейстером. Хотя одна из побед Брюховецкого-шахматиста и так принесла ему бешеную славу и прочно вписалась в историю восстановленной Могилянки.
В 1990 году, когда в этих славных помещениях еще базировалось военно-морское училище, и когда еще не было ни одного казино, но уже было известно, что опять оживет академия, ее будущий президент «срезался» в шахматы с адмиралом, руководителем училища. На кон была поставлена одна из аудиторий. Поединок, как вы уже догадались, выиграл господин Брюховецкий, и это окончательно утвердило его в убеждении, что академия будет!