В 1968 г. на британской роковой сцене состоялись глобальные изменения: на смену «власти цветов» пришло движение хиппи. Группы типа Cagle’s, Plastic Penny и др. лишь ненадолго привлекли внимание слушателей. Неожиданный успех выпал на долю Status Quo, ансамблю, который к этому шесть лет подряд безуспешно пытался пробиться в хитовые парады. The Beatles выпустили Lady Madonna, двойной «белый» альбом, Неу, Jude длительностью сорок минут. Джордж Харрисон тогда закончил свою работу над большим сольным проэктом. Джон Леннон и Йоко Оный выпустили скандальный диск «Два девственники». Rolling Stones выпустил «Банкет попрошаек». Жизнь была насыщена разноплановой музыкой: в хитовых парадах звучали инструментальные пьесы X. Монтенегро, The Beatles, Луиса Армстронга, Эстер и другие. Рок-музыка формировалась, приобретала новые очертания и окраски, подчиняла все большее количество слушателей. Культура рокового наследия строилась именно изнутри – не на внешних факторах, а, в первую очередь на звучании. Это было время полной противоположности тем периодам (включая во многом и современный), когда стили копировались и не развивались, а звезды были увлечены исключительно имиджем и вариантами собственного пиара, путем изменения внешности, участия в рекламных компаниях или, пропагандируя новые системы питания, разгрузочные дни для похудения, отзывы о которых уверяли, что поиск вдохновения – это не только творчество и взгляды на жизнь, но и самые примитивные мирские проблемы – еды, диет и зарядки по утрам.
Использование джазовых или симфонических элементов было еще новаторством, но уже не вызывало удивления или безоговорочного неприятия. Рок слушали представители разных вековых категорий, социальных и культурных слоев. В такой музыкальной круговерти три небезизвестные английские музыканты Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блекмор решили создать рок-группу. Джон Лорд долго и серьезно тогда изучал классическую и эстрадную музыку, пробовал также свои силы в театре и потом он увлекся джазом, стал много играть с роковыми ансамблями. Ян Пейс, барабанщик, имел уже солидный стаж игры (с начала 60-х гг. играл в разных коллективах), хотя до этого времени ему едва исполнилось 20 лет. О Блекмора будет нижесказанно немного. Лорд, Пейс и Блекмор пригласили басиста Ника Симплера и гитариста Рода Иванса и записали свой первый сингл «Тише». Пластинка вошла летом того года к первой пятерки в США. Вскоре в американских хит парадах появился первый диск группы Deep Purple — The shades of Deep Purple.
В настоящий момент эта пластинка кажется наивной, а также неумелой, но вот в некоторых их композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, что от пластинки и к пластинке сможет расти, служить эталоном для многих их последователей. Следующая пластинка The Book of Taliesyn — эксперимент Джона Лорда в сближении года и классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация — пластинки Deep Purple занимают первые места в американских хитовых парадах, а у себя на родине, в Англии, группа остается практически неизвестной. Музыканты Deep Purple решают сделать прорыв и у себя дома.