Уголок внеклассного чтения — это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы первоклассники с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и воспитывали умение пользоваться им: обращаться к книгам соответствии с личными возможностями и потребностями, соблюдая при этом все известные им читательские нормы.
Основная норма для первоклассника чувствовать себя в уголке чтения хозяином, знать, где какие книги находятся, что можно делать в уголке чтения и чего нельзя.
В уголке чтения должны быть:
1. Полки для книг, размещены так, чтобы ребенок 6-7 лет легко доставал книги на каждой из них. Полок должно быть три: а) для книги (или двух книг во втором полугодии), которая читалась и рассматривалась на комбинированном уроке б) для книг, которые по желанию принесенные учениками из домашней библиотеки в) для книг, которые принесены школьниками в класс, но не соответствуют теме прошлого урока (любимые книги и те, которые оставлены детьми для классной библиотеки из предыдущих уроков).
На подготовительном этапе обучения чтению размещение книг на последней, нижней полке свободно: дети перебирают их и систематизируют, как хотят, т.е. по любому признаку (по теме, по размеру, выделяя только сказки и т.п.). К концу этапа все книги на этой полке должны быть расставлены по темам чтения (о героях и подвигах, о разных людях, в том числе и о детях, о животных и растениях, о приключениях и колдовстве, о вещах и машинах, сказках, сборники стихов). Составление книг по темам и изготовление разделителей осуществляют под руководством учителя сами первоклассники. Они поддерживают порядок на книжных полках в уголке чтения, следят, чтобы книги были аккуратно расставлены.
2. Стол, чтобы класть книгу и рассматривать, читать ее индивидуально или вместе с друзьями.
3. Стенд, где вывешиваются рекомендательные задачи, а также рисунки учащихся по прочитанным.
Учителя начальных классов, проявляя творчество, создают самые разнообразные по форме уголки чтения. Но в любом случае не рекомендуется размещать уголок чтения у дверей: практика показывает, что при этом в классе создается шум, дети мешают друг другу и взрослым, у них тормозится формирование привычки отключаться при работе с книгой от окружающей обстановки.
Однако плохо, если уголок чтения в классе организован «для красоты» (полки размещены очень высоко, порядок при расстановке книг непонятный детям, книги трогать запрещается) или, наоборот, если учитель не рассматривает деятельность учащихся в уголке чтения как органическую часть обучения и пускает ее на самотек: формированию учеников-читателей наносится огромный ущерб. Книги «для красоты» — это то же, что книги заброшенные, забытые, случайные, к которым все безразличны. И в том и в другом случае можно сразу определить, что программа обучения чтению не выполняется или реализуется формально.
Обсуждая функцию и состав угла чтения и классной библиотеки, можно сделать вывод, что в современной школе это, пожалуй, единственное условие, без которого обучать чтению детей нельзя, если, конечно, имеется в виду не просто декодирование текста, а чтение-общение в кругу доступных книг. Все остальные условия облегчают работу учителя по обучению детей чтению, разнообразят читательскую деятельность учащихся, формируя у них способность к переносу умений, на новый учебный материал. Их в классе следует создавать, но не обязательно все, а в зависимости от того, насколько он владеет ими, чтобы разнообразить процесс обучения, но не затягивать его.